ч.4. По Средней Азии. Озеро Искандеркуль.

После путешествия по семи озерам реки Шинг, мы по железной дороге переехали в Душанбе. Далее автобусом отправились к последней цели нашего путешествия – легендарному озеру Искандеркуль, название которого легенды связывают с именем Александра Македонского, дошедшего со своим войском до этих мест. Дорога из Душанбе до озера Искандеркуль составляет более 140 километров. Сначала идет затяжной подъем по долине реки Варзоб, мы преодолеваем заснеженный перевал Анзоб, пересекая Гиссарский хребет на высоте 3372 метра. Далее дорога спускается в долину реки Ягноб и петляет по правому берегу реки. Справа над нами возвышаются темно-красные склоны горы Кантаг. В этой местности все покрыто красной пылью. Внутри горы много тысяч лет горит уголь. Вскоре мы по мосту переезжаем на левый берег Варзоба и далее наш путь до озера Искандеркуль лежит по долине Искандердарьи, вытекающей из озера. Недалеко от озера река низвергается с сорокаметровой высоты. Это местная Фанская Ниагара. Дорога выводит нас на берег Искандеркуля и петляет по берегу озера, огибая скалистые мысы и спокойные бухты. На берегах видны зеленые рощи. В одной из них располагалась турбаза. Здесь нам встречаются туристы, отдыхающие на ней.

ОЗЕРО-ИСКАНДЕРКУЛЬ-этюд-1977г.

Далее мы продвигаемся пешком и ставим палатку недалеко от устья реки Сарытаг. На следующий день отдыхаем и загораем на надувных матрацах на небольшом островке, образовавшемся в дельте реки, широко разлившейся в месте впадения о озеро. Делаю этюд озера с удивительно голубой водой. К вечеру вода в реке начинает резко прибывать. Это результат таяния ледников под знойными лучами южного солнца. Находится на нашем островке становится небезопасно, и мы поднимаемся к своей палатке.

РЕКА-САРЫТАГ.этюд.

На следующий день мы собираемся совершить подъем к ледникам, которые живописно располагались вдали на противоположном берегу озера. Сначала продвигаемся вверх по хорошей тропе, идущей вдоль реки Сарытаг. Слева от нас возвышается высокая гора. Обходим эту розово-серую гору. Перед нами впереди виднеется селение Сарытаг, а вправо открывается ледник, к которому мы и поворачиваем. Проходим несколько участков с горами породы, огороженных проволокой. Гора, которую мы обходили, с этой стороны выглядит достаточно обжитой. Н ней просматриваются серпантины дорог, по которым вверх и вниз двигаются большегрузные грузовики. Обходя очередной огороженный участок, я оглянулся и увидел вбитую табличку с надписью «Опасная зона». Позднее мы узнали, что в этой горе ведутся разработки урановой руды.

ОКРЕСТНОСТИ-ИСКАНДЕРКУЛЯ-1978г.

Мы продвигались вверх вдоль живописных зеленых холмов, покрытых травой, среди которой росли одинокие деревья и кустарники. На одном из них я и решил остановиться и сделал этюд, но не с видом на ледник, а с видом назад на путь, который мы прошли, с урановой горой, с ее красновато-серой породой, освещенной солнцем и с зелеными холмами на переднем плане.

Возвращаясь обратно, мы зашли в селение Сарытаг. Бросилось в глаза, что большинство населения здесь составляли заключенные, которые, очевидно, и работали на урановых разработках, вредных для здоровья. Купив что-то из продуктов в местном магазинчике, мы вернулись на озеро к нашей палатке.

СКАЗОЧНЫЙ-ИСКАНДЕРКУЛЬ-1977г.

Поздно вечером, сидя на берегу Искандеркуля, мы любовались картиной лунного вечера с бегущими по небу облаками, которые то открывали, то закрывали луну. Я, как завороженный, смотрел и делал зарисовки и записи того чуда, которое происходило вокруг. На следующий день я по свежей памяти сделал эскиз неба с луной, пытаясь остановить мгновенье, виденное накануне. Позже в Москве была написана большая картина «Сказочный Искандеркуль», вошедшая, по мнению многочисленных зрителей в мою «Золотую коллекцию». На следующий день мы вернулись в Душанбе, чтобы сделать последний заезд — на Памир.

Запись опубликована в рубрике Истории картин, По Средней Азии с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.