ч.2. По Средней Азии. Семь озер реки Шинг

Это было мое второе путешествие по Средней Азии и первое — в летнее время, так как впервые я посетил эти места зимой 1974 года. Тогда моей целью было знакомство с архитектурными шедеврами городов Бухары, Самарканда и Хивы.
В первой части нашего похода мы планировали ознакомиться с маршрутом «Семь озер реки Шинг», находящегося в районе Гиссарского хребта и Фанских гор.

Поздним июльским вечером 1977 года мы с супругой Аллой приехали поездом в Самарканд. Оставив наши вещи в камере хранения, мы поздним вечером отправились прогуляться по городу. Я хотел показать ей этот легендарный город, потому что утром мы решили с первым автобусом добраться до города Пенджикента, откуда должен был начинаться намеченный поход в горы.

Утром автобусом по живописной Зеровшанской долине мы доехали до Пенджикента. Этот город находился уже на территории республики Таджикистан. Далее местным автобусом по горной дороге добрались до селения Шинг, красиво расположившегося в виде цирка на горных склонах по берегам «голубого» Шинга. Выше по течению стремительный Шинг пробил себе путь сквозь Гиссарские ворота шириной всего около четырех метров.

Кишлак Шинг

Далее отправляемся в пешеходное путешествие. Дорога идет вдоль берега реки, долина реки то сужается, то расширяется, открывая нашему взору новые перспективы. Нас догоняет грузовая машина. Алла предлагает подъехать. Мне не хочется, так как я только что получил первую возможность в данном путешествии непосредственно прикоснуться к окружающей природе, что для меня очень важно.

Тем не менее приходится уступить. Супруга садится в кабину, а я с рюкзаками забираюсь в кузов, где едет еще один парень-таджик. Через некоторое время дорога делает резкий поворот направо и машина по мосту переезжает на противоположный берег. Перед нашими взорами открылось небольшое озеро, имевшее совершенно необычайную окраску от темно-синего до фиолетового. Это было первое, самое низко расположенное озеро из драгоценной гирлянды семи озер реки Шинг (около 2000 метров).

Озеро Нежигон 1978г.

Я начал барабанить по крыше кабины, предлагая остановить машину, которая безмятежно проезжала мимо такого чуда. Понять водителя можно — он сотни раз видел это озеро, и ему трудно было понять, что могло так поразить меня. На помощь мне пришел мой попутчик по кузову. Он объяснил водителю на своем языке, что я прошу остановиться.

Алла сначала тоже толком не поняла, почему мы, проехав всего километра три-четыре, решили выйти. Но когда машина уехала и осела, поднятая ею, дорожная пыль, супруга в полной мере оценила необычную картину и даже совершила небольшой заплыв по озеру, температура которого, я думаю, не превышала десять градусов.

Мы решили сделать первую стоянку над озером Нежигон. Здесь же я сделал и первый этюд в этой поездке. Это, конечно, был вид на озеро Нежигон, но только сверху, со стороны природной дамбы, образовавшейся выше озера. Что интересно, озеро меняло свою цвет в зависимости от солнца и места с которого на него смотришь, Отличительной чертой озера является прозрачность его воды. Стоя на берегу, ты прекрасно видишь каждый камушек, лежащий на большой глубине на дне.

На следующий день мы, поднимаясь выше, посетили два небольших озера: Соя и Гушор. Горная дорога вывела нас к озеру Нофин, значительно большее по размеру. Вода в нем имеет зеленоватый оттенок и достаточно мутная.

Пройдя озеро Нофин, мы вышли к селению Падрут и сделали вторую остановку на реке Шинг между озерами Нофин и Хурдак. Эту ночь нам не давал уснуть крик ишака, которого почему-то прогоняли жители кишлака, а он упорно возвращался обратно и жалостно кричал полночи. Они даже столкнули его в реку, но он и оттуда выбрался и вернулся. Когда я поинтересовался у одного таджика, попытавшись узнать в чем дело, он покрутил пальцем у виска, давая понять, что у этого ишака не все в порядке с головой.

ЛУННОМ-МИРЕ. Река Шинг 1978г.

В эту неспокойную ночь, мы наблюдали за южным звездным небом во всей его красе.
На следующий день мы вышли на берег самого большого из озер реки Шинг — озеру Маргузор и остановились на несколько дней. Прямо из нашей палатки виднелся снежные зубцы Ерхана (около 4000 метров). От этого, самого голубого из озер, мы совершили несколько радиальных походов налегке, беря с собой только питание на день, фотоаппарат и этюдник.

На берегу озера Маргузор

Самым запомнившимся был поход и подъем на перевал Тавасанг. Тропа повела нас сначала круто вверх вдоль берега озера Маргузор, высоко над озером тропа проходила по голым скалам, местами имеющим достаточно большой уклон в сторону озера. В таком опасном месте мы встретили таджика, который гнал ослика, нагруженного огромным стогом сена. Хозяин тыкал его в зад короткой палкой и постоянно кричал что-то вроде: «Тцхе, тцхе». Видно было, как тяжело давался животному каждый шаг на этой крутой тропе, но он послушно двигался вперед.

Далее мы вышли к кишлаку Киоглы, прошли вдоль ручья, мирно бегущего по довольно зеленой лужайке. Тропа привела нас к узкой теснине, зажатой между огромными скальными гребнями и резко пошла вверх. Идти стало легче, так как скалы закрывали нас от прямого солнца, которое достаточно сильно досаждало нам. Я шел, напевая какую-то песенку, что делаю довольно часто во время движения. Нас догнал мальчишка-таджик на ослике. Ему понравилось мое пение. Он попросил меня спеть еще. Мы с ним договорились, что ослик повезет мой этюдник и груз, а я буду петь ему песни. Так мы и поднялись по этой крутой теснине. Тропа вывела нас на достаточно пологую площадку, зажатую между гор, на которой оказалось большое количество женщин и детей. По площадке протекал ручей. Наверху на скалах мы увидели много овец, которые прижимались к скалам, спасаясь от жары. Справа у скал были закреплены несколько палаток. Мы, ничего не подозревая, шли за мальчиком, едущим на ослике. Когда мы подошли к ручью и попытались перешагнуть через него, на том берегу поднялся страшный переполох, женщины кричали и чуть ли не поднимали юбки, стараясь закрыть ими лица. Мальчик стал жестами показывать нам, чтобы мы оставались на своей стороне ручья. После этого кругом воцарился порядок. Далее некоторые женщины подходили к Алле и спрашивали, нет ли у нас лекарств от живота, объясняя, что это нужно их детям. Меня они перестали бояться совсем и в конце даже угостили нас каким-то молочным продуктом, что-то вроде простокваши. Мы попробовали совсем понемногу, так как блюдо оказалось достаточно жирным и пресным. Без хлеба мне такое кушать было довольно сложно.

После этого нам оставалось преодолеть последний подъем на седловину перевала Тавасанг, что и было успешно сделано. С перевала открылся великолепный вид на Фанские горы и большое количество четырех и пяти тысячных вершин с глубокой долиной Сарымата.

Перевал Тавасанг

На востоке просматривалась долина реки Арчамайдан и где-то там за перевалом Дукдон находится легендарное озеро Искандеркуль, которое мы собираемся посетить в ближайшее время.

Мы, как зачарованные, стоим на перевале и любуемся панорамой Фанских гор с их пятитысячными вершинами и ледниками во главе с Чимтаргой. Горы предстают нашему взору в неповторимой нежно розовой цветовой гамме, которую мне не приходилось больше видеть нигде.
К вечеру мы возвратились к нашей палатке на озере Маргузор. На следующий день мы побродили по окрестностям озера, поднимаясь на его скальные берега и спускаясь к прохладной воде. Я сделал несколько этюдов, в том числе и небольшой эскиз «Гиссарский вечер. Озеро Маргузор». Возвращаясь в наш лагерь мы так припозднились, что оказались на огромной высоте на скалах над озером, которое зияло черной бездной прямо под нами. Уже наступила ночь, и только фосфорисцирующий лунный свет помогал нам с большим трудом угадывать тропу, ведущую нас к палатке. Ситуация была действительно критической, так как один неверный шаг мог привести к трагическим последствиям. Мы одновременно испытывали чувства ужаса и восхищения.

Гиссарский вечер. Озеро Маргузор 1977г.

Бог миловал нас, и мы, уже далеко за полночь, благополучно вернулись к нашей палатке. На следующий день мы отправились в обратный путь, чтобы из Самарканда добраться поездом до Душанбе и далее на озеро Искандеркуль.

Запись опубликована в рубрике Истории картин, По Средней Азии с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*