ч3. Приполярный Урал. Аранец-гора Сабля

На следующий день мы преодолели совсем не сложный Аранецкий перевал и оказались  в  Азии.  Картина  на   восток, открывшаяся перед нами с Аранецкого перевала резко отличалась от той, что мы наблюдали накануне.     Перед нами открылась панорама горных хребтов и вершин, возвышающихся над бесчисленными ледниками и снежниками.

С высоты птичьего полета

Это     горное        великолепие       дополняли      бесчисленные    озера, образовавшиеся  в  результате   обильного   таяния  снегов.     Это был первозданный мир природы, не тронутый человеческой цивилизацией. Невольно   в    голову    приходили    мысли   о  том,  что  такая картина повторялась здесь сотни и тысячи лет назад.  Это сильное   ощущение всегда посещает меня, когда я попадаю в новые  горные  массивы.  Ты чувствуешь себя песчинкой в бесконечном мире вечности.

Мы начали  спускаться  вниз и вскоре оказались  в непосредственной близости от голубых озер. Было такое чувство, что вокруг весна, а не июль месяц.  На  зеркальной глади озер  спокойно плавали  огромные льдины.    На  склонах  хребтов,   частично  освободившихся  от  снега  и   льда  под   лучами  июльского  солнца,    уже поднимались северные травы и цветы. Из деревьев преобладали отдельные лиственницы, возвышающиеся над миром снега, камня и первой весенней зелени. Все это отражается в водной глади вместе с облаками, бегущими по голубому небу.

Над голубыми глазами озер

Я так подробно описываю свои впечатления от увиденной красоты потому,  что уже тогда   возникло   решение  создать  картину   «Приполярная весна»,    что   и   было выполнено после возвращения в Москву. К сожалению эта работа была украдена из кинотеатра  Одесса.  Сохранилась  только  черно-белая фотография в моем альбоме. Сейчас, когда я пишу эти воспоминания, снова даю себе слово вернуться к этой теме и попытаться возродить эту незабываемую весну приполярного Урала.

Мы продолжали спускаться вниз  по берегам одной  из бурных рек,  берущих начало их   ледников   приполярного  Урала.   Постепенно  на  берегах    начали   появляться северные, низкорослые, но такие родные сердцу березки. На одной из полянок среди небольшого лесного массива,   недалеко от небольшого водопада,   мы устроили свою стоянку,   чтобы иметь возможность  налегке  побродить  по  склонам   Приполярного Урала и полюбоваться красотами Русского Севера.

Уральский водопад

На следующий день мы поднимались на горные склоны, с которых открывались виды на ледник Гофмана и гору Саблю,  которая доминирует в этой части Уральских гор.    Я сделал несколько  набросков  карандашом  и  этюдов.   Тогда  и  родилось  у  меня  решение создать большую панорамную картину «Урал приполярный», в которой я собирался отразить впечатление,   возникшее  у меня  при взгляде  на Урал с высоты птичьего полета.

Вечером   мы   наблюдали   прямо  из   палатки  огромную  яркую  оранжевую  луну, которая нависла низко над горами.  Через день  нужно  было собираться в обратный путь.

Урал приполярный

Как я писал ранее, мы решили идти обратно  тем   же  путем. Преодолев Аранецкий    перевал,      мы    стали спускаться   на   запад,    в   сторону Печоры.  Тропа   была хорошо видна и мы,   будучи уже налегке, шли достаточно быстро, километров 5-6  в  час.   Главное было не потерять тропу.  В первый же день мы встретились с «нашим прибалтом»,   но в этот раз не он нас догонял и перегонял,  а мы его  застали  сидящим  у дороге.    Поприветствовав  его,   мы,   не  останавливаясь,   двинулись дальше,  чтобы не потерять набранного темпа.

«Все туристы питаются одними и теми же продуктами» — неожиданно сказала Алла, поднимая с земли пустой пакетики из под горохового супа и Юбилейного печенья печенья.   Пройдя   еще  несколько  шагов  мы обнаружили не вскрытую упаковочку  с четырьмя таблетками сухого спирта,   необходимого   для растопки  костра  в  случае дождливой погоды. Одной таблетки нам хватало, чтобы вскипятить большую кружку воды  для  приготовления  чая или кофе на дневных остановках, когда, чтобы не терять времени, мы ограничивались бутербродами. И тут нас почти одновременно осенило, что это возможно остатки одного из наших суточных «неприкосновенных запасов», о которых я писал раньше. Сомнений не оставалось, когда мы, через десяток — другой шагов, увидели фантики от конфет Цитрон, с которыми очень приятно было, устав после длительного дневного перехода, пить вечерний чай.

На первой ночевке на обратном пути запас, оставленный нами, был на месте, поэтом ужин прошел в штатном режиме, с костром, гороховым супом и порцией сырокопченой колбасы с чаем.

Стоянка на берегу ручья

Утром, подкрепившись, вышли на очередной этап. Хочется отметить, что  кроме  морошки,  которая  в  изобилии росла на болотах,    в лесу, прямо на тропинке  и  вокруг  нее  было полно  подосиновиков,  таких молоденьких  и  крепеньких,    что  даже  больно  проходить  мимо.  Во второй половине дня заморосил дождик, но это не только не замедлило наше  продвижение,  но  наступившая  прохлада  добавила нам сил.   К ручью, где была запланирована последняя стоянка мы подошли часам к  шести   вечера.    Перейдя  на  другой  берег,   мы,  как  и  следовало ожидать,   ничего    не обнаружили. Нам оставалось пройти до деревни Аранец   примерно   одиннадцать  километров.     Дождь  прекратился, ужин практически не состоялся, мы чувствовали себя бодро и решили завершить последнюю часть маршрута и в этот вечер выйти на берег Печоры и уже  там  заночевать.   В  пользу  этого говорил  тот факт,    что  возле  деревни,    как  я  писал  выше,   у  нас  был  оставлен   большой запас   на    последнюю, заключительную часть нашего маршрута в долину реки Кожим.

Сказано — сделано, и мы тронулись дальше. По дороге набрали целый пакетподосиновиков в надежде, что может быть удасться их сварить во время стоянки на Печоре.

Уральские подосиновики

Мы быстро продвигались к желанной цели.  Уже опустились сумерки, оставались последние километры. Увлеченные приближением финала данного многокилометрового похода,   мы забыли,  что  после  деревни Аранец мы, в целях безопасности, обходили справа два больших озера. Теперь же мы спешили и вспомнили об этом только   когда перед нами уже поздно вечером открылась черная гладь большого озера.    Тропа, дойдя до берега переходила в деревянные мостки, лежащие над водой и уходящие в ночную темноту.

Достаточно  уставшие   за  день,   мы  пошли   вперед.   Когда  дошли примерно  до  середины  озера  оказалось,  что  деревянный     помост постепенно своей правой стороной уходит в воду, а над водой остается лишь часть левой стороны мостков.    Примерно метра через три деревянный помост также постепенно полностью выходит из воды. Я пошел первым и, когда дошел до середины провала, мои ноги в резиновых сапогах оказались в воде и хорошо,  что удавалось держаться рукой за левую часть настила, находящуюся над водой. В середине был момент, когда моя правая нога соскользнула,  рюкзак потянул меня вниз. С большими усилиями мне удалось отжаться на левой ноге и удержать равновесие. Супруга все это видела и благополучно повторила этот рискованный маневр.

К счастью,   на  втором  озере  мостки  были  в  порядке,  и  мы  благополучно  вышли  на твердую  землю.   Теперь  нам предстояло найти наши спрятанные вещи.  В темноте  это оказалось совсем не простым занятием.  Когда неделю назад мы  прятали,   все  казалось   очень простым  и   понятным:  вот  тропа,  вот   березовые метки,  далее  30  шагов  влево, перпендикулярно  тропе  и  приметное  дерево с большими корнями.   Но  в  темноте мне пришлось сделать  несколько безрезультатных  заходов,  затем даже вернуться  к околице  возле деревни  Аранец  и  снова  пройти путь по тропе до места поворота. К нашей великой радости все оказалось в целости и сохранности и через полчаса наша палатка стояла на берегу Печоры.

Непогода. Деревня Аранец на Печоре.

Рано  утром  нас  разбудил  мужской  голос.   Я выбрался из палатки  и увидел     мужчину.     Он    оказался    жителем       деревни      Аранец, занимающимся    в     основном   рыбной    ловлей.     Извинившись,    он поинтересовался,   откуда    мы    пришли.        Убедившись,     что    мы прошедшей  ночью  пришли  со  стороны уральских гор,   он рассказал нам причину своего столь раннего визита к нам.

К  нему  из  Латвии  приехал  погостить   старый  друг    (если  мне   не изменяет память, они, кажется, вместе служили в армии). Друг решил пойти прогуляться  к  уральским   горам.  Он  взял   у  хозяина  ружье, веревку и собаку и  ушел.    Вы уже, наверное догадались, что это был «прибалт»,   которого   мы   встречали  на тропе,   когда   шли   туда  и обратно. Мужчина сказал, что собака вернулась два дня назад одна. Мы рассказали ему о наших встречах с его другом. Он был сильно удивлен, когда мы сказали ему, что его друг был без ружья. Мужчина поблагодарил нас. Увидев пакет с грибами, он предложил поменять подосиновики на соленую белорыбицу.  Мы  ему  предложили  забрать  грибы  просто так,  потому что заниматься варкой  мы скорее всего не соберемся.  Мы собрали палатку  и стали ждать теплоход Заря, чтобы добраться до города  Печоры.   Во второй половине дня  аранецкий рыбак  появился вновь  и  поведал нам конец этой истории с его другом, невольными свидетелями которой мы стали.

Он сказал, что друг его вернулся.  Оказывается, он спрятал ружье, чтобы   было   легче идти,  потом   не мог найти   это место. На его беду, он пошел в сапогах, не имея портянки и стер до крови свои ноги, потом от него ушла собака. В конце концов он сегодня вернулся вместе с ружьем, исхудавший и измученный. Сейчас его ногам делают различные примочки.

Рыбак все-таки принес нам обещанную белорыбицу, а мы так и не сказали ему о пропаже нашего  «неприкосновенного запаса». Мы сначала, конечно, были злы на его друга, но потом, поразмыслив, мы поняли ситуацию.   Очевидно, собака нашла наши продукты, но пакет был завален камнями. Скорее всего, она стала лаять и на лай пришел «прибалтийский гость» нашего рыбака. Будучи голодным, он вынужден был взять наши продукты. Да простит его бог.

К вечеру мы сели на Зарю и поехали в город Печору, откуда нам предстояло двинуться в третий, последний  маршрут по Приполярному Уралу.

Запись опубликована в рубрике Истории картин, Поход на приполярный урал с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.