ч.1. Урал приполярный. Усть-Щугор

Это был один из самых сложных моих походов, по крайней мере в его пешеходной части. Целью путешествия было посещение приполярного Урала в районе горы Сабля (1497метров), одной из самых высоких вершин этого района. Это малонаселенная часть приполярного Урала. Населенные пункты здесь расположены в основном по берегам реки Печоры.

В этот раз я путешествовал вместе с моей супругой Аллой. Мы добрались на поезде до Печоры, а далее отправились на теплоходе Заря вверх по течению Печоры до Усть-Щугора, первой запланированной остановки. В процессе разработки маршрута в Москве я выяснил, что недалеко от деревни Усть-Щугор, немного ниже по течению реки, на правом берегу Печоры находится начало Сибиряковского тракта, по которому в старину купцы возили соль и хлеб через Уральский хребет.

Нам очень повезло, что Заря, или как ее называли в народе «речной трамвай» или «речной автобус», может причалить к берегу практически в любом месте. Она на малом ходу врезается в песчаный берег носом и пассажиры спокойно сходят на берег без трапа. Но проблема наша заключалась в том, что никто из команды теплохода и пассажиров не знал, где точно находится начало Сибиряковского тракта, потому что с воды весь берег выглядел одинаково на протяжении нескольких километров: прибрежный песок с галькой и дальше высокий берег, заросший лесом. Раздумывать было некогда, так как теплоход не мог долго ждать, и мы попросили высадить нас примерно в полутора километрах от устья реки Щугор, притока Печоры.

"Заря" высадила нас на берег Печоры

Мы попрощались с гостеприимной командой и приступили к изучению берега. Через некоторое время на реке стали появляться моторные лодки с рыбаками, к которым мы обращались за помощью, но только один пожилой мужчина указал нам точно место, где начинается тропа.

Мы взобрались на высокий берег и, не без труда, нашли слабо угадываемую просеку, уходящую от реки на восток в нужном нам направлении в сторону Уральского хребта. Целью данного радиального маршрута было знакомство с Нижними и Верхними воротами на реке Щугор. Это живописные места, где бурная горная река проложила свой путь через отроги Уральского хребта.

Через несколько километров пути тропа привела нас в заболоченный перелесок. Мы были готовы к подобным сюрпризам, поэтому пришлось надевать сапоги с высокими голенищами. Это создало определенные трудности для нашего продвижения, так. как мы шли нагруженными. Но самое неприятное ждало нас впереди. Алла, при пересечении очередного заболоченного участка, зацепилась сапогом за что-то острое и проколола один сапог в районе подъема. Далее пришлось делать остановки для использования полиэтиленовых пакетов для герметизации.

ТАЕЖНЫЙ РУЧЕЙ. УРАЛ. 1978г.

Через некоторое время мы вышли на берег Щугора и организовали первую стоянку на краю леса метрах в тридцати от реки. Отсюда мы в последующие два дня и совершали пешие походы вверх по течению реки до Нижних ворот, бродили по тайге, пересекая многочисленные лесные ручьи, и поднимались на скалы в районе Нижних ворот. Преодолевая притоки Щугора, неоднократно видели в воде больших рыбин, нанизанных на леску, следы деятельности браконьеров. Когда мы вышли на скалистый берег в районе небольшой пещеры, открытой в сторону реки к нам подъехала моторка, как потом оказалась, это был рыбнадзор. Они, очевидно, приняли нас за браконьеров. Один из парней оказался из Москвы, он здесь проходил практику.

Проведенные на Щугоре дни были великолепным отдыхом, после трудового года, у нас было достаточно запасов еды, и, благодаря супруге, мы имели каждый день горячий обед. Все было здорово, «когда б не зной, да комары, да мухи»…

Защита от комаров

Предвидя это, мы захватили с собой панамы-сетки, которыми пользуются пчеловоды, а также различные средства против комаров. Это значительно облегчало наше существование, но назойливая мошка умудрялась забираться под москитную сетку, несмотря на плотную резинку на шее. Через пару дней наши штормовки, покрытые тучей комаров, потеряли свой первозданный цвет.

ПРИБЛИЖЕНИЕ ГРОЗЫ. РЕКА ПЕЧЕРА 1978г.

Через два дня мы вернулись к Печоре, перебрались на лодке на другой берег и заночевали в палатке недалеко от деревни Усть-Щугор прямо на прибрежной гальке в старом русле реки. Так закончился первый этап нашего путешествия, который еще в Москве планировался не только как познавательный, но и как «проверка боем». Результатом явились несколько этюдов реки Усть-Щугор и одноименной деревни.

На следующий день нам предстояло переехать на том же теплоходе Заря к деревне Аранец — началу основного нашего похода к Приполярному Уралу.

Запись опубликована в рубрике Истории картин, Поход на приполярный урал с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*