ч.3. Первое путешествие по Русскому Северу – Кижи 1970 г.

Далее мой путь лежал в Кижи через Петрозаводск, где Игорь, после посещения с Ириной Кижей, обещал на главпочтамте оставить мне до востребования свой фотоаппарат Зенит и я до сих пор благодарен ему за это.

Писать о жемчужине русского деревянного зодчества, старинном русском погосте на острове Кижи, который с XVI  века стал экономическим и административным центром Заонежья весьма затруднительно. Об этом архитектурном ансамбле, состоящем из Преображенской церкви (1714-1764гг.), Покровской церкви (1864 г.)  и шатровой колокольни (1874 г.) так много написано и отснято, что трудно что-нибудь добавить. Центром всей композиции, несомненно, является Преображенская церковь с ее многоярусной конструкцией из 22 глав, увенчивающих храм. Красота архитектурного ансамбля прекрасно сочетается с окружающей природой Онежского озера. Вся эта пирамидальная система устремлена вверх. Глядя на это неповторимое творение русских мастеров, испытываешь восхищение и чувство гордости за Россию.

Этюд в Кижах. темпера (1970 г.)

Остается только удивляться, почему этот памятник деревянного зодчества, подобного которому нет нигде в мире, до сих пор не включен в список Чудес света.

В Кижах мне удалось сделать два этюда темперой: «Вечерний этюд. Часовня в Кижах» ( IV век)   и Преображенский собор.  В 1972 году уже дома я попытался сделать большую работу «Северное чудо», в основу композиции которой легли впечатления от посещения Кижей. На следующий день мне случайно удалось совершить путешествие, которое не было запланировано мной. Находящиеся в то время на острове «киношники» и группа медиков из Москвы договорились с командой катера о поездке по остовам Онежского озера, расположенным в большом количестве вокруг Кижей. Они любезно согласились взять меня в долю. Это была незабываемая прогулка с посещением ряда островов, на которых были расположены небольшие деревни, окруженные лесом, как правило, на большинстве из них стояли небольшие деревянные церкви или часовни. К сожалению, я сейчас уже не помню всех названий, но эта поездка усилила общее впечатление об этом чудесном северном крае.

Вечерний этюд. Часовня в Кижах. темпера (1970 г.)

 Вспоминается один эпизод с посещением Волк острова. Нас высадили на берег недалеко от деревянной церкви, сопровождавший нас экскурсовод рассказал коротко об истории создания памятника и любезно предложил не надолго прогуляться на большую лесную поляну, расположенную слева от церкви на вытянутом мысу острова и попробовать местной ягоды. Вся поляна была усеяна брусникой. «Голодные москвичи» буквально набросились на дары северной природы. Когда экскурсовод, не дождавшись нас, минут через 15-20 пришел на поляну со словами: «Пора ехать, иначе мы не успеем посмотреть остальные места!», кто-то из группы, сидя на корточках и энергично работая двумя руками и челюстями, крикнул в ответ: «Подождите, здесь еще много ягод осталось!». К сожалению, остановки были достаточно короткими, и делать этюды было некогда, но впечатлений осталось много.

Далее мне предстоял довольно длительный переезд на пути на остров Валаам.

Запись опубликована в рубрике Истории картин, Первое путешествие по Русскому Северу с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*