ч.2. Первое путешествие по Русскому Северу – Охта 1970г.

Игорь обещал показать Ирине Кижи и они из Кеми поехали в Петрозаводск. В моем плане было посещение реки Охты, притока Кеми. Сделав темперой этюд трехшатрового Успенского собора в Кеми, который является хорошо сохранившимся образцом русского деревянного зодчества, я  через день уже установил свою палатку на лесной поляне в верховьях самого нижнего «непроходимого порога на Охте.

Непроходимый порог Охта. Карелия (этюд) 1970 г.

Против моей палатки на реке образовалось небольшое озерко с обманчиво спокойной водной гладью, из которой бурный поток устремляется в узкое русло порога, заваленное огромными валунами, стволами деревьев и останками байдарок, потерпевших крушение. Длина порога, на вскидку,  меньше километра, он все время поворачивает направо. В первый день я изучал берега, нашел интересное место для этюда, с которого видно начало порога и его наиболее бурная часть. Этот этюд представлен здесь. В первый  день я, подобно Робинзону, был единственным живым существом, не считая медведей, следы которых отчетливо просматривались на тропах вокруг. Очевидно, они подходили к озеру на водопой или за рыбой. На следующее утро меня разбудили голоса, которые с трудом можно было расслышать сквозь шум идущий от начала порога. Я выбрался из палатки и увидел  две трехместные байдарки с эстонцами. Они привязали лодки, и пошли на «разведку» по хорошо протоптанной тропе, которая в виде хорды проходила от начала и до конца порога. Вернувшись, они решили не рисковать, вытащили байдарки на берег, подняли на плечи и удалились все по той же тропе. Теперь мне стало понятно, почему она хорошо протоптана.

ЗАКАТ НА ОХТЕ. КАРЕЛИЯ

К концу второго дня мое одиночество было снова нарушено. Я, как раз собирался сделать вечерний этюд с закатом над озером,  который я наблюдал накануне выше по течению. К моему берегу причалила  яркая оранжевая резиновая «спасательная» лодка с двумя мужчинами, такие, я видел раньше, сбрасывают с вертолетов для терпящих бедствие на воде. Мы разговорились. Они оказались из подмосковья из Электростали. В отличие от эстонцев   для этих ребят вопрос «идти или не идти» не стоял, а решался вопрос идти сейчас вечером, или переночевать и отложить прохождение порога до утра. После недолго обсуждения решено было идти сейчас. Аргументы — последний порог, а завтра в Кемь и домой. Я сам никогда не сплавлялся на байдарках, поэтому до сих пор очень благодарен им за предоставленную возможность воочию увидеть все в процессе. Ребята спокойно и деловито стали готовиться, проверили надежность крепления рюкзаков и всего остального. Один из них устроился на носу лодки с рулевым веслом, другой в середине на веслах. Я побежал к тому валуну, с которого накануне делал этюд, и откуда хорошо просматривалось начало порога. Взобравшись на валун, я через некоторое время увидел яркий силуэт лодки, которую стихия буквально втянула в свой бурлящий поток. Через мгновенье лодка пронеслась мимо меня. Ребята пытались что-то делать веслами, но все, мне кажется, было в воле божьей      и в непотопляемости самой лодки. Здесь я очень пожалел, что у меня вышел из строя фотоаппарат. Я побежал к выходу из порога, т.к., как я писал выше, порог все время поворачивает вправо, и мне не было видно, чем все закончилось. Когда я подбежал, парень, сидевший на носу, уже стоял на берегу, а второй продолжал сидеть в лодке. Мне запомнились его слова: «Какой длинный порог, идешь, идешь, и конца не видно!». Половина лодки была заполнена водой. Я предложил сбегать за котелком и помочь вычерпать воду, но тот, который был в лодке, решил эту проблему проще. Он снял с себя резиновый сапог и стал им вычерпывать воду. Я не стал расстраивать ребят, что на самом деле все продолжалось меньше минуты. Много раз  потом я собирался сделать работу на тему непроходимого порога Охта с этой оранжевой лодкой, но так, к сожалению, и не собрался до сих пор. Такова судьба художника. Его постоянно захватывают новые свежие впечатления, и некоторые сильные и яркие обречены оставаться неосуществленными. Вот сейчас пишу эти воспоминания, и снова мучает желание вернуться к этой теме.

На следующий день «у меня» снова были гости. Я поделился с ними своими впечатлениями о том, что видел накануне. Они рассказали в свою очередь, что два дня назад были свидетелями, как эти двое парней из подмосковья проходили порог Кивиристи, если мне не изменяет память. Этот порог замечателен тем, что он в одном месте обрушивается водопадом. Спасательная лодка ребят из Электростали так резко накренилась носом вниз, что парня, сидящего на носу просто выбросило через борт. К счастью он успел ухватиться за леер, натянутый вдоль бортов и таким образом добрался до спокойной воды.

На следующий день я вернулся в Кемь, чтобы добраться до Кижей.

Запись опубликована в рубрике Истории картин, Первое путешествие по Русскому Северу с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.