Литва. Велосипедная поездка

Особое место в моих путешествиях занимают велосипедные поездки. Свой обычный дорожный велосипед «Украину» я дополнительно оснастил передним багажником, двумя большими баулами с обеих сторон заднего колеса и сиденьем для ребенка на раме. Кроме постоянных поездок по Москве и Подмосковью, мне удалось совершить несколько дальних по различным местам Советского Союза. Все это было так давно, что теперь, когда появилось желание описать всё это, возникли сложности, так как я никогда не вел дневники. Остается уповать только на свою зрительную память, небольшое количество сохранившихся фотографий и, конечно, на  рисунки, этюды и картины, созданные в ходе и по результатам этих поездок. Совет молодым. Друзья, ведите, по возможности, дневники, записывайте даты посещения различных мест и комментарии, хотя бы краткие, об увиденном и о своих впечатлениях. Это поможет Вам в дальнейшем, и воспоминания о прошедших годах сделают вашу жизнь в зрелом возрасте более насыщенной и интересной.

Развалины Каунасского замка

Шел 1983  год. Я решил осуществить небольшое велосипедное путешествие по Литве на велосипедах. Компанию мне составил мой старший сын Виталик, ему тогда шел двенадцатый год. Из Москвы мы на поезде, в плацкартном вагоне, доехали до Каунаса, доставив определенные неудобства пассажирам вагона. Подростковый велосипед сына и рюкзаки я забросил на верхнюю

Аллея Лайсвес.Каунасский Кафедральный собор

полку, а мой, освободив от поклажи, пришлось оставить у бокового сиденья вдоль прохода в вагоне. Прибыв в Каунас, мы привели в порядок велосипеды, и, слегка перекусив, приступили к осмотру города, который является одним из древнейших городов на территории Литвы, первые упоминания относятся к ХIII в. Город встретил нас пасмурной погодой. Временами моросил слабый дождик. Благодаря велосипедам, мы, по возможности, знакомились с достопримечательностями Каунаса. Посетили развалины

Вид Каунаса со стороны реки Неман

 Каунасского  замка, прокатились по улицам старого Каунаса, с его прибалтийской архитектурой, прогулялись по Аллее Лайсвес, посетили Каунасский Кафедральный Собор. Пока мы знакомились с городом, дождик прекратился,  и мы решили выезжать из Каунаса по шоссе, ведущему в направлении Тракая. Переезжая через мост,   полюбовались видом на Каунас со стороны реки Немон (Нямунас).

Окрестности Каунаса

Погода благоприятствовал нашему передвижению. После дождя дышалось легко, асфальт быстро высыхал. Мы выехали из города. Справа и слева от дороги до самого горизонта тянулись луга и поля, посреди которых, словно оазисы, уютно располагались хутора, состоящие из одного-двух домов и подсобных помещений для скота. Около домов возвышались высокие деревья, создававшие тень для обитателей. Вблизи виднелись скошенные участки лугов со стогами сена, паслись коровы и лошади. Попадались участки перепаханной земли, которая парила под лучами пробивавшегося иногда солнца. Вдали виднелись маленькие и большие озера – характерные признаки литовского пейзажа. Кругом стояла тишина, едва нарушаемая шуршанием наших шин. Во всем этом было что-то чистое и успокаивающее.

Первая стоянка в сосновом бору

Иногда по берегам крупных озер встречались более крупные поселения, типа наших дачных кооперативов. Уже в то время среди них довольно часто возвышались двух трехэтажные особняки, которые у нас начали появляться в начале перестройки. Иногда, чтобы передохнуть и перекусить, мы съезжали с дороги, и тогда наступала полная тишина, изредка нарушаемая чириканьем птиц. День близился к вечеру, и пора было подумать о ночлеге после достаточно напряженного дня, ведь еще утром мы подъезжали в поезде  к Каунасу. Шоссе повернуло налево, мы переехали мост через Неман. Невдалеке на возвышенном берегу реки виднелся  сосновый бор. Мы свернули с дороги и вскоре остановились на очень уютной полянке среди сосен, где и было решено устроить наш лагерь для ночлега. Вечер был теплый, внизу под нами река спокойно несла свои воды к Балтийскому морю.

Литовский мотив. 1984 г.

Эту мирную картину дополняли рыбаки с удочками, уютно расположившиеся вдоль берега. Душистый запах хвои располагал к отдыху. Наутро мы продолжили нашу поездку. Картина предыдущего дня вокруг нас оставалась прежней, но, что удивительно, она не казалась однообразной и не надоедала. Литовские сюжеты оставались прежними, а композиция постоянно менялась. Этому также способствовало небо, постоянно меняющееся в течение дня. Все эти дорожные впечатления, в конечном счете, вылились в создание картины «Литовский мотив». Виталька во время

Дворик Тракайского замка

 одной из дневных стоянок подружился с лошадкой. Он, со своими белыми, волосами вообще очень гармонично вписывался в окружающий пейзаж. Оставалось только жалеть, что не было достаточно времени, чтобы остановиться и сделать ряд этюдов с видами этого, такого, с первого взгляда неброского, но очень живописного края холмов, многочисленных озер и полей.
Вскоре перед нами на широком водном просторе озера, слегка подернутого ветром, появилась панорама старинного Тракайского замка. Мы стремительно приближались к нему, и вскоре колеса наших велосипедов въехали на длинный деревянный мост, соединяющий окруженный водой полуостров с берегом. Это самый древний из сохранившихся на территории Литвы замков. Он

У стен Тракайского замка 1984 г.

 был воздвигнут  в 1409 г. по решению Великого князя литовского Гедимина. Оставив свои велосипеды, мы с интересом стали изучать наружные стены монастыря и внутренний монастырский дворик. Нам удалось взобраться по внутренним лестницам на верхние этажи замка и увидеть полную панораму озера на многие километры вокруг. Мы пробыли в замке до позднего вечера, так как Виталику было очень интересно

Тракайский замок с высоты птичьего полета. Литва 1984 г.

 побродить и полазать по столь сказочному для него объекту. Поужинали и заночевали мы на берегу озера, отъехав недалеко от замка.
На следующий день нам предстоял переезд до столицы Литвы города Вильнюса, одного из древних городов на территории Литвы. В летописи он упоминается  с XII века. По утренней прохладе мы незаметно преодолели 28 километров и уже до полудня въехали в город и начали длительную велосипедную прогулку по улицам старого Вильнюса. Побывали на Кафедральной площади, на которой расположен Кафедральный собор святого Станислова, по своей архитектуре напоминающий античные греческие храмы.

Костел Святой Анны в Вильнюсе 1984 г.

Полюбовались великолепным костелом Анны, который, по преданию, Наполеон готов был положить на свою ладонь и отвезти в Париж. Такое сильное впечатление произвел на него этот собор. Когда мы подъехали на велосипедах к костелу Анны и, расположенному за ним, костелу Бернардинцев  XVI в., оказалось, что последний ремонтируется и по правой стороне его закреплены строительные леса. Рабочих вокруг не было видно, очевидно мы попали сюда в обеденный перерыв. Мгновенно оценив ситуацию, я решил, что, если мне удастся подняться наверх по

Скат Крыши костела Бернардинцев

 лесам, то откроется хороший вид на костел Анны и вообще на старый город. Оставив Витальку, порывавшегося присоединиться ко мне, внизу около велосипедов, я, захватив фотоаппарат, стал подниматься наверх. Добравшись до самого верха строительных лесов, я оказался на уровне крыши костёла, но надстройки над стеной фасада костела Бернардинцев закрывали мне вид на костёл Анны. Было очень досадно, проделав такой нелегкий путь, возвращаться ни с чем. Я мысленно прикинул, что, если мне удастся по черепице, которой выложен скат крыши, добраться до ступенчатого фасада костёла, то передо

Крыши старого города. Вильнюс 1984 г.

 мной должна будет открыться желанная панорама. И я рискнул. К моему изумлению, плитки черепицы оказались не закрепленными, они буквально «дышали» под ногами, слегка потрескивая.
На какое-то мгновенье я засомневался, не вернуться ли обратно, но, отбросив дурные мысли, я, осторожно ступая, шаг за шагом стал продвигаться вперед и вверх по диагонали к выбранному проему на максимальной близости к коньку крыши. Когда я добрался до желанной цели, то был полностью вознагражден. Передо мной, на уровне моих глаз, великолепно красовались  островерхие башенки и шпили костела Анны, а за ними, внизу и вдали виднелись многочисленные крыши соборов и домов старого Вильнюса. Позднее, уже в Москве, я попытался передать в большой картине «Крыши старого города. Вильнюс 1984 г.» свои впечатления об этом эпизоде. А пока мне предстояло пуститься в обратный путь. То, кто ходил в горы, знает, что спускаться часто бывает значительно

Дворик возле кастела Бернардинцев

 сложнее, чем подниматься. Когда я, наконец, ступил на твердую землю, где меня с нетерпением ожидал Виталик с велосипедами, я вздохнул с облегчением. Во дворе начали появляться строители, вернувшиеся с обеда, они с удивлением оглядывали нас, не понимая, что здесь «потерял» мужчина с мальчиком. Если бы они знали, что я здесь «нашел».
Подкрепившись, мы продолжили наш велопробег по Вильнюсу. Поднялись на Замковую гору к башне замка Гядимна, это все, что осталось от мощных укреплений Верхнего замка. Отсюда хорошо открывается панорама Старого города и долины реки Нярис.
Последним пунктом нашего путешествия был район Игналины, это восточная часть Литвы, которую называют озерным краем. Неширокое

Стоянка по дороге в Игналину

асфальтированное шоссе вывело нас из города в северо-восточном направлении. Проехав немного, мы обратили внимание на то, что справа, по краю соснового леса, параллельно шоссе идет неширокая асфальтированная дорога шириной полтора-два метра, по которой иногда проезжали велосипедисты. Перебравшись на неё, мы поняли, что эта дорога сделана специально для велосипедистов и скоро оценили её достоинства. Прежде всего, здесь нас не напрягали несущиеся на нас или обгоняющие нас машины. Кроме того, мы

Литовский пейзаж

 продвигались по хвойному сосновому лесу, где легко дышалось. Вокруг нас открывались бескрайние просторы с многочисленными озерами, островами и зелеными холмами, поросшими лесом. Эти места были, и, я думаю, до сих  пор остаются природными заказниками. В этих местах вдоль дороги были оборудованы удобные места для стоянок со столами и лавками и площадками для установки палаток, чем мы непременно и

Старая мельница. Игналина. Литва 1984 г.

воспользовались в первую же ночь. На следующий день наш велосипедный тракт закончился, и дальше мы ехали опять по шоссе, но машин здесь немного, поэтому можно расслабиться и ехать спокойно.
Мы доехали до небольшого селения, где на небольшой речке стояла живописная мельница. Здесь мы остановились, я сделал последний набросок с мельницей, большим домом и прудом. В результате этой велосипедной поездки выявились положительные и отрицательные стороны данного вида передвижения. Если сравнивать с пешим переходом, то здесь явные

Литовский край

 преимущества в скорости и облегчение в переноске поклажи появляется возможность увеличить территорию познания. При путешествии пешком часто используются попутные машины для переезда в нужный район, поэтому многое видно только из окна автомобиля. При путешествии на велосипеде контакт с окружающим миром более доступный, есть

Виталик вспоминал своего литовского друга

возможность остановиться в любом понравившемся месте или осуществить радиальный бросок к интересному объекту по дороге. К отрицательным сторонам относится общая усталость, связанная с необходимостью длительное время крутить педали, остается мало времени и сил на занятие творчеством.   На следующий день мы вернулись в Вильнюс, откуда и отправились домой в Москву, вспоминая дорогой так полюбившиеся литовские пейзажи.

 

Запись опубликована в рубрике Истории картин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*