Байкал – Часть 2 Бухта Песчаная – Слюдянка – Баргузин

Причал в бухте Песчаной

Самое живописное, с моей точки зрения, место на Байкале это Бухта Песчаная, представляющая собой, большой залив, при входе в который с разных сторон возвышаются два живописных утеса: Большая и Малая Колокольни.  

Пароход остановился на рейде, далеко от берега. Меня, и еще нескольких пассажиров на моторной лодке доставили к причалу, протянувшемуся далеко от берега.

Над песчаным берегом, на высоте пятнадцати – двадцати метров на плоской террасе расположилась турбаза. От нее по сравнительно пологому склону вверх поднимались тропы. На склонах виднелись отдельные  скалистые утесы. Местами росли низкорослые сосны, причудливой формы. Весь этот склон, словно огромный амфитеатр, был открыт в сторону Байкала. Очевидно, по этой причине здесь и растут сосны с обнаженными корнями. Они стоят, словно на ходулях, так как порывистый и холодный Баргузин, дующий с востока,  легко выветривает песок из-под корней. У сосны всегда бывают глубокие корни, а в здешних условиях это просто жизненно необходимо. Поэтому я и назвал написанный здесь этюд «Жажда жизни. Байкал». 

ЭТЮД С МАЛОЙ КОЛОКОЛЬНЕЙ. БАЙКАЛ 1974

Несмотря на очень любезные приглашения со стороны сотрудников, я решил остановиться в своей палатке. Примерное место для стоянки было мной выбрано еще с палубы Комсомольца. Выйдя на берег, я двинулся вдоль берега влево, в сторону Малой колокольни. Обойдя ее справа, продвинулся еще метров на триста, и, выбрав достаточно ровную площадку, стал обустраиваться.

Вид, открывавшийся передо мной, был достаточно живописен. На переднем плане слева вдоль берега возвышалась Малая колокольня, а далее за заливом во всей своей красе виднелась Большая колокольня. Прямо перед выходом из палатки открывались бескрайние просторы Байкала. На протяжении нескольких дней мне посчастливилось наблюдать, как менялась передо мной окружающая картина. Первое утро подарило спокойную тихую  солнечную погоду, когда Малая колокольня отражалась в легком байкальском волнении, переливаясь от зеленого до синего тонов. (этюд с Малой колокольней). Были тихие байкальские вечера с догорающей вечерней зарей, когда на рейде виднелся силуэт парохода. Предстал передо мной Байкал и в утреннем тумане, когда Малая колокольня с трудом угадывалась в поволоках поднимающегося тумана, а Большая практически растворялась в нем.

ТУМАН. БУХТА ПЕСЧАНАЯ НА БАЙКАЛЕ 1974г

Поднимался я и в горы,  к Приморскому хребту, чтобы полюбоваться видами Байкала и его горных окрестностей. Там на высоте местность становилась  достаточно пологой, вдоль тропы, в невысокой траве яркими фонариками светились оранжево-красные жарки. Невысокие сосны, о которых я писал выше, борющиеся  за жизнь с сильными байкальскими ветрами, словно щупальцами, обвивали огромные камни, лежавшие у подножья выветренных скалистых утесов. Вдали виднелись отроги Приморского хребта. Был прекрасный солнечный день. Я сделал два этюда: «Байкальские жарки» и «Солнечный день». Первый, к сожалению, был украден во время выставки в кинотеатре «Звездный». 

ВЕЧЕР В БУХТЕ ПЕСЧАНОЙ. БАЙКАЛ

УТРО В БУХТЕ ПЕСЧАНОЙ. БАЙКАЛ

Не мог я себе отказать в удовольствии подняться на обе Колокольни. Особенно сложный подъем был на Большую. Признаюсь честно, что подняться на самую ее вершину, когда последний десяток метров нужно было подниматься по железной, почти вертикально закрепленной лестнице, я не рискнул. Но это нисколько не умоляет того восторга и впечатления, который испытываешь, глядя на золотистые скалистые байкальские берега, которые тянутся до самого горизонта, на бесконечную водную гладь Священного Байкала. Когда ты стоишь на такой огромной высоте, твой взгляд невольно скользит по ярко освещенным скалам вниз, и ты видишь прямо под тобой в небольших лагунах, образованных скальными выступами воду необычного изумрудного цвета.  

Последнее утро, когда прибрежные скалы загорелись в лучах восходящего солнца, напомнило мне южные итальянские сюжеты в районе Сорренто и Неаполя, написанные Сильвестром Щедриным  и Лагорио, но в Италии на подобных скалах местные жители с древних времен строили свои жилища, а здесь на могучем Байкале природа существует практически в первозданном виде, даря нам чувство вечного и превосходного.   

РЕКА СЛЮДЯНКА. БАЙКАЛ 1974г,

Во время путешествия по Байкалу суждено было осуществиться моей давней мечте, когда я, направляясь с матросами-балтийцами в вагоне –«телятнике» из Кронштадта во Владивосток впервые увидел Байкал, когда наш поезд остановился на мосту неподалеку от станции Слюдянка, а под мостом бурным потоком несла свои воды горная река с одноименным названием и в сотне метров впадала в Байкал. До этого мне не приходилось видеть ничего подобного, и в душе я поклялся непременно посетить эти места.

Каково же было мое разочарование, когда подойдя к желанному мосту, я увидел совершенно сухое, каменистое русло реки Слюдянки, по которому можно было спокойно дойти до озера Байкал. Лишь небольшой ручей шириной примерно в один метр струился, прижавшись к левому берегу. Разрабатывая в Москве маршрут, я знал, что, поднимаясь вверх по реке, можно добраться до метеостанции в районе горы Черского, поэтому я решил совершить это восхождении, как и было запланировано, и я двинулся вверх по ручью. Чудесам в этот день очевидно было суждено продолжаться. Я шел, любуясь живописными склонами, и чем выше поднимался, тем, вопреки всем законам физики, река становилась все полноводнее. Наконец я добрался до каменоломни, где когда-то добывали белый мрамор. Теперь река стала настолько бурной, что приходилось идти по одному берегу до тех пор пока на тропе не встречалась переправа в виде мощных стволов деревьев и в наиболее опасных местах были натянуты металлические леера. Так я был вознагражден за терпение и упорство, и моя давняя мечта осуществилась и Слюдянка меня не подвела. Что касается вопроса исчезновения реки в ее нижнем течении, то это так и осталось для меня загадкой. Версии у меня есть, но жизнь так редко дарит нам прекрасные сюрпризы, поэтому лучше пускай это останется красивой легендой. Итогом этого загадочного дня явилась картина «Река Слюдянка. Байкал»

Старая Байкальская дорога

Вернувшись к железнодорожной станции Слюдянка, я решил проехать по старой байкальской железной дороге, которая проходит по южному берегу берегу озера Байкал,   местами, всего в десятках метров от воды. На этом участке, по дороге к Иркутску, дорога проложена через тоннели, пробитые сквозь скальные породы многочисленных утесов, нависших над байкальскими берегами. Я раньше много читал и слышал об этом уникальном сооружении. Теперь функционирует только часть этой дороги, находящаяся  между станциями Слюдянка и Байкал, расположенная в устье Ангары, напротив Листвянки, остальная, проходившая по берегу Ангары, была затоплена во время строительства Иркутской и Братской ГЭС и образования водохранилища. Насколько мне известно, на этой окружной дороге построено более тридцати тоннелей. Ничего подобного больше нет на территории России. Дорога начинала строиться еще в царской России. Ввиду сложной геологической обстановки в этом районе, история этой дороги связана с многочисленными происшествиями, такими как обвалы, лавины, сели и землетрясения.  Теперь оставшаяся часть дороги используется только для местных и туристических целей и признана архитектурно-инженерным памятником. Все это для меня и послужило причиной и поводом для поездки по этой уникальной железной дороге.   

РЕКА СЕЛЕНГА. БАЙКАЛ.1974г.

Далее я решил поездом переехать на восточное побережье Байкала, посмотреть Баргузинский залив, откуда дует легендарный ветер Баргузин, воспетый в известной старинной песне «Эй Баргузин пошевеливай вал…». Поселок, находящийся в устье реки Баргузин, не произвел на меня никакого впечатления, а Баргузинский залив, защищенный от Байкала сильно выступающим мысом, оказался с очень теплой водой, чего не скажешь о других байкальских местах, где мне удалось побывать. Я даже с удовольствием здесь искупался. По дороге удалось сделать небольшой этюд реки Селенги, самой полноводной в этом регионе. Пора было, к сожалению, расставаться с  Байкалом. Впереди, в соответствии с моим планом был Красноярск.       

Запись опубликована в рубрике БАЙКАЛ, Истории картин с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*