По Алтаю часть2

НАД-ВЕРХНЕ-ШАВЛИНСКИМ-ОЗЕРОМ.-АЛТАЙ-1980г.

В следующие дни мы совершили рейды на третье Верхне-Шавлинское озеро, по возможности максимально приблизившись к горам Мечта, Сказка и Красавица, которые доминируют в этом районе Алтая. Верхнее озеро имеет наиболее изрезанную береговую линию, на нем целый ряд заливов и островов, представляющих собой огромные каменные глыбы, поросшие травой и деревьями.

ГРАД-В-ГОРАХ.-АЛТАЙ-1979г.

Непогода. Нижне-Шавлинский перевл

Во время одной из вылазок в район Верхнего озера резко испортилась погода и нас накрыл сильнейший град. От градин размером с крупный орех нам удалось спрятаться под одиноко стоящим кедром.
С утра я сделал еще один этюд с Средне-Шавлинским озером. Во все времена, начиная с раннего утра, и заканчивая поздним вечером, оно выглядело живописно. Особенно в тихую погоду, когда в нем отражались горные вершины или вечером, когда на его зеркальной глади горели вечерние облака, освещенные лучами заходящего солнца.
Приближалось время, когда мы должны были отправляться в обратный путь. После обеда решили еще раз подняться на «наш» ледник. Не торопясь, мы поднимались все выше и выше. Лес на склонах уже начинал редеть и сквозь него уже проглядывали каменистые осыпи и вдалеке появился сам ледник.
На этот раз он был не столь гостеприимен, как в прошлый раз. Из-за перевала на нас стремительно надвигалась темно-синяя туча. Кругом стало быстро темнеть, и начинал моросить слабый дождик, доносимый до нас стремительными порывами ветра. Мы решили спешно откатиться назад, пока не начался ливень, и мы не промокли до ниточки. За нашими спинами гремел гром и сверкали молнии. Раскаты грома сопровождали нас до самой нашей палатки до позднего вечера, когда проливной дождь накрыл наш лагерь.

РАДУГА-В-ГОРАХ.-АЛТАЙ-1980г.2

Дождь прекратился также неожиданно, как и начался, как это всегда бывает в грозу. Мы выбрались из палатки. Над озером еще продолжали раздаваться отдаленные раскаты грома, отражаемые от далеких горных вершин, а над лесным горным склоном зажглись две яркие дуги радуги, и воздух вокруг был прозрачен и чист.
На следующее утро была ясная солнечная погода и мы, позавтракав, решили завершить поход, прерванный накануне непогодой. Когда мы, преодолев подъем, наконец, вышли на ледник, перед нашими взорами предстала удивительная картина.

СЛЕДЫ ЛАВИНЫ. АЛТАЙ.НИЖНЕ-ШАВЛИНСКИЙ ЛЕДНИК 1979г.

Вся поверхность ледника была покрыта льдинами разной величины, размер некоторых из них достигал полутора-двух метров. Взглянув наверх мы увидели на склонах заснеженных гор свежие берюзово-зеленые ледяные горизонтальные карнизы. Только сейчас мы поняли всю опасность ситуации, которую нам, по счастливой случайности, удалось избежать вчера. Теперь мы осознали, что причиной вчерашнего грохота, сопровождавшего нас вплоть до нашей палатки, была не только гроза, но и мощные лавины, вызванные громом.
Очевидно, что ледяные карнизы обрывались и многотонной массой летели вниз, разрушая все, что встречалось на их пути, а потом раскатывались по горизонтальной поверхности ледника, обкатываясь по пути и превращаясь в нечто подобное шарам разного размера, пока не останавливались, встретив на своем пути какие-то препятствия.
Наше воображение подсказало нам, что могло бы случиться с нами, если бы вчера мы успели достаточно далеко продвинуться по телу ледника и этот мощные спад и раскатывание льдин застали бы нас на обратном пути, отрезав все пути к отступлению.Все мы в божьей воле…

СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. РЕКА ШАВЛА. АЛТАЙ 1980г.

Вернувшись в лагерь, отдохнув и подкрепившись, мы с Аллой решили в этот же день двинуться в обратный путь. Поскольку возвращаться нам предстояло той же, уже известной дорогой, расчет был такой: в оставшуюся половину дня по вечерней прохладе, по возможности, спуститься как можно ближе к месту слияния Шавлы с Шабугой. Заночевать, а рано утром начать довольно длительный переход до перевала Орой, тот самый, который задержал нас из-за непогоды, не останавливаясь на ночлег в этом районе, пройдя перевал двинуться на спуск вдоль ручья Орой в сторону реки Чуи и Чуйского тракта. Мы оставили нашу гостеприимную стоянку и стали спускаться по уже знакомой тропе в сторону Нижне-Шавлинского озера, обошли его справа и

Непогода над перевалом Орой

по мелколесью стали двигаться вперед. Ориентиром служил горный хребет, расположившийся на противоположном берегу реки Шабаги. Место для ночевки выбрали не доходя примерно километр до слияния рек.
Утром небосвод был затянут облаками. Мы собрались и стали быстро продвигаться по тропе, идущей над левым склоном Шабоги. Это то самое место, где тропа пробирается сквозь заросли дикой смородины и других ягод. Так как не было видно солнца, идти по прохладе было комфортно. Мы быстро приближались к перевальному плато. Все шло гладко, в соответствии с нашими планами до тех пор, пока не начался дождь. Идти стало намного сложнее, так как тропа петляла среди высокого кустарника, который теперь стал мокрым от дождя и хлестал нас, мешая продвижению. Дождь все усиливался. Перевал Орой, казалось, для нас был проклятым местом. Нервная система супруги начала сдавать при виде этой монотонной картины. Имея уже опыт стоянки на перевале Орой, я понял, что перспектива повторения этого нам не светит. Продвигаясь, я пытался найти хоть какую-нибудь плоскую полянку, свободную от кустарника. Если утром было приятно идти по прохладе, то теперь было просто холодно, так как мы совсем промокли, и к тому же дул ветер. Наконец мне удалось выбрать место «из того, что было», у Аллы была буквально истерика от безысходности, как ей тогда казалось, нашего положения.

В СКАЛЬНОМ КАНЬОНЕ. РЕКА ЧУЯ. АЛТАЙ 1979г.

Водопад Корбу. Телецкое озеро

Пришлось посадить ее на рюкзак и накрыть полиэтиленовой пленкой, чтобы закрыть от дождя и ветра, пока я буду устанавливать палатку. Когда появилась крыша над головой, пришло второе дыхание и мысль, что жизнь продолжается. Приготовленный ужин из бутербродов с горячим чаем совсем поднял настроение.
Утром была прекрасная погода и мы достаточно легко одолели несложный перевал Орой и во второй половине дня перед нами открылась река Чуя, поселок Чибит вдалеке на противоположном берегу, а внизу под нам деревянный мост через реку, а за ним в Чуйскии тракт.
Так завершился этот наш алтайский поход, но, прежде чем возвращаться домой, мы решили съездить
На Телецкое озеро- жемчужину Алтая. Когда я готовил в Москве алтайский маршрут, то прорабатывал вариант выхода к Телецкому озеру по долине реки Чулышман, выйдя к ней от поселка Чибит. Но теперь, пройдя маршрут к Шавлинским озерам, мы поняли, что это было бы для нас сейчас слишком тяжело по силам и по времени. К тому же река Чулышман впадает в Телецкое озеро с южной стороны, а эта часть озера менее всего освоена. В основном сюда попадают группы, которые сплавляются по реке.У них соответственно есть плавсредства, чтобы по озеру добраться до севера, где имеется транспортное сообщение.
Поэтому мы решили ограничиться только посещением Телецкого озера, добравшись до него автобусом из Горно-Алтайска. Телецкое озеро по глубине уступает только Байкалу. На алтайском языке оно называется Алтын-Коль, что означает «Золотое озеро». Продвинувшись по берегу за пристань, мы поставили палатку. Здесь уже стояли туристические палатки. Мы совершили пешие прогулки вдоль берега и ознакомились окрестностями. Озеро окружено зелеными горами. Погода стояла жаркая, поэтому многие туристы купались, что и мы сделали с удовольствием.

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ВЕЧЕР. ТЕЛЕЦКОЕ ОЗЕРО. АЛТАЙ 1980г.

Вообще вода в Телецком озере считается холодной, температура редко поднимается выше десяти градусов, но нам повезло. Выкупавшись в очередной раз, я забрался в палатку, чтобы переодеться. Внезапно я почувствовал, что мне мешает что-то в паху под резинкой плавок. Алла обнаружила клеща, который уже почти скрылся под кожей. Она проделала некоторые манипуляции с мылом и ей удалось извлечь клеща, но у нее не было полной уверенности, не осталось ли жало под кожей.Озеро славится резкой переменчивостью погоды, это происходит от резкой перемене
направления ветра. На следующий день Телецкое озеро продемонстрировало нам свой характер. С южной стороны, из долины Чулышмана, мгновенно налетели тучи, загремел гром и засверкали молнии. В довершение всего зажглась радуга. Это был прощальный подарок мне, как художнику от Телецкого озера, не считая укуса клеща.
На утро у меня резко поднялась высокая температура. Нам пришлось быстро собраться и срочно выехать в Горно-Алтайск, где мы собирались обратиться за помощью к медикам.Но так и не собрались сделать это ни в Горно-Алтайске, ни в Бийске, ни в Барнауле, несмотря на то, что температура у меня держалась почти до приезда в Москву. Так закончился этот непростой маршрут с многочисленными приключениями. Но было еще одно, пожалуй самое важное событие, которое произошло у нас с супругой. В результате замечательной поездки на Алтай мы привезли сына Вовку, который благополучно и родился через девять месяцев.
Запись опубликована в рубрике Истории картин, По Алтаю с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.